Комментарий к 152-ФЗ «О защите персональных данных»

 

— Скажем честно, читая 152 ФЗ, возникает ощущение, что ни одной конкретной формулировки там просто нет. В результате, мы имеем некое общее понятие персональных данных, в которое входит все, что угодно. А также понятие об их обработке, которое фактически включает в себя любые действия с любой информацией, которую мы получили о том или ином человеке. И еще мы имеем некий перечень внутренних документов, которые юридические лица должны создавать при обработке этих персональных данных.

Причем формулировка о том, что оператор сам выбирает, какие документы и как ему составлять, выглядит довольно надуманно. По большому счету, мы в рамках данного закона погрязаем в некоем документообороте, объем которого неясен.

В других регионах, где проверки агентств недвижимости по поводу работы с персональными данными проводятся более активно, например, в Новосибирске, Челябинске, в агентствах недвижимости выявляются проблемы с нехваткой документов, с непредоставлением информации, что чревато штрафами.

Отдельно хотела бы остановиться на трудовых отношениях. Естественно, что при приеме на работу сотрудника вы не можете не поинтересоваться его предыдущим опытом, в том числе, криминальным. Но, случись что, в первую очередь правоохранительными органами будет рассматриваться вопрос об отсутствии или наличии сговора. Очень часто на признание наличия сговора влияет факт наличия судимости. Поэтому графа в анкете, которая заполняется при приеме на работу, о наличии или отсутствии судимости весьма важна. Но, с другой стороны, получение такой информации нарушает закон о защите персональных данных.

По поводу биометрических данных я хочу сказать, что не считаю, что фотография является биометрическим данным. Потому что биометрические данные – это измеримые физиологические или поведенческие данные живого человека (сетчатка глаза, отпечатки пальцев, почерк, голос, и т.д.), но это никак не изображение.

Тем не менее, фотография является иной персональной информацией. И, когда мы размещаем фото на информационном ресурсе, то обязаны потребовать от работника или партнера согласие на такое размещение.

На мой взгляд, для агентств недвижимости является верным подписание рамочных соглашений, подразумевающих размещение изображений клиентов или принадлежащих им объектов недвижимости на неких информационных ресурсах.

Что касается работников, то соответствующий пункт лучше включить в трудовой договор, и в нем должно быть указано, что в рамках проведения рекламной компании работодатель имеет право размещать его фото на собственном сайте или на сайтах третьих лиц.

В мае этого года президент подписал изменения в 14 подзаконных актов и законов. И теперь операторы связи имеют право собирать, предоставлять и распоряжаться базами данных, включающими в себя ФИО и телефон. Поэтому теперь, видимо, информация о кредитах, услугах такси и доставке роллов будет гораздо чаще приходить в виде смс-сообщений на наши сотовые телефоны. И операторы будут делать это на легальных основаниях.

В гражданский процессуальный кодекс также внесли изменения, и если лицу из-за утечки персональных данных, на его взгляд, были причинены моральные страдания или убытки, то теперь он может обращаться в суд по месту своего жительства: не нужно, например, искать центральный офис сотового оператора и обращаться по его месту нахождения.

Видимо, в ближайшие 5-7 лет мы начнем формировать судебную практику относительно защиты персональных данных. И к этому лучше готовиться заранее: менять свои методы работы по данному вопросу, разрабатывать и подписывать соответствующие документы.

Теперь рассмотрим схему работы агентства недвижимости

в отношении персональных данных:

Имеется объект недвижимости и правообладатель на этот объект недвижимости, который хочет им распорядиться. У этого правообладателя есть на руках комплект документов. Допустим, договор и свидетельство о праве собственности. И в этих документах есть паспортные данные и того лица, который ему эту недвижимость, к примеру, продал или подарил.

Далее правообладатель приходит в агентство недвижимости и подписывает соглашение о сотрудничестве. Агентство начинает искать потенциальных покупателей. А потенциальные покупатели хотят, и это правильно, посмотреть на документы – имеется ли право собственности. И таких потенциальных покупателей может быть много. Получается, что все они получают доступ к персональным данным третьего лица. При этом могут передаваться и копии правоустанавливающих документов. А, если сделка не состоится, то копии вряд ли кто-то заберет обратно. Поэтому с каждым человеком, чьи персональные данные используются и передаются, должно быть подписано соглашение в рамках 152 ФЗ.

Конечно, сложно собрать такие соглашения об обработке персональных данных с тех лиц, чьи сделки состоялись пять-десять лет назад. Собственно, 152 ФЗ тогда и не было. Но начинать собирать соглашения об обработке персональных данных максимально полно необходимо уже сегодня, а также задумываться какие документы и кому вы перелаете. Тогда в будущем, уверена, удастся избежать многих проблем.

No votes yet.
Please wait...

Комментарии


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Задайте свой вопрос, воспользовавшись формой в правом нижнем углу, и получите ответ в течение 25 часов.

Пожалуйста, следите за правильностью указания e-mail адреса

Rating: 3.5. From 8 votes.
Please wait...