Кто должен нести расходы по содержанию зданий-объектов культурного наследия: собственники или муниципалитет?

25 февраля в здании проекта развития территории «Рождественская сторона» состоялся круглый стол на тему «Кто должен платить за сохранность памятников архитектуры».  Злободневность темы обусловлена тем, что многие исторические здания в Нижнем Новгороде переданы сейчас в частную собственность. В результате возникают вопросы, кто именно и за чей счет должен поддерживать их внешний вид, убирать прилегающую территорию…

Комментирует участник круглого стола – юрисконсульт Консалтинговая фирма «Прецедент» Волков Дмитрий Николаевич.

 YouTube Трейлер

Кто должен нести расходы по обслуживанию исторических зданий, объектов культурного наследия.  Собственники и владельцы зданий обязаны нести расходы по их содержанию. Это закреплено на федеральном уровне. А в отношении памятников архитектуры действует специальный закон ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

Что же именно должен делать собственник? Если говорить о требованиях к внешнему виду здания и содержанию земельного участка то в отношении объектов расположенных в г.Н.Новгороде, то все обязанности собственника (владельца) можно подразделить на следующие подпункты:

— содержание непосредственно здания и его инженерных коммуникаций;

— содержание и уборка земельного участка и закрепленной территории;

— содержание зеленых насаждений.

       Обязанности собственника. Из основных обязанностей правообладателей по содержанию зданий необходимо выделить следующие:

  • осмотр, проверка прочности , облицовка, очистка и ремонт фасадов;
  •  запрет на осуществление мероприятий по реконструкции переоборудованию (переустройству) зданий и их конструктивных элементов без соответствующих разрешений (устройство пристроев навесов, козырьков, креплений, различных растяжек, вывесок и т.д
  •   отсутствие видимых повреждений строительной части, декоративной отделки, надлежащее эстетическое состояние объекта.
  •  повреждения окраски фасадов должны составлять не более 1% общей площади фасада;
  •   цветовая гамма фасада здания определяется согласно колерному паспорту здания,  согласованному с Администрацией города, при отсутствии такого паспорта цветовая гамма согласовывается с администрацией.
  •  окрашенные поверхности должны быть ровными без помарок пятен и поврежденных мест.
  •   в надлежашем состоянии также должны поддерживаться инженерные систем здания в т.ч. водоотводящие системы, дымоходы и вентсистемы.
  •  эксплуатация инженерных сетей не должна приводить к загрязнению окружающей территории вытекающей водой или иными жидкостями;
  •   объекты инженерных сетей города должны иметь опрятный внешний вид, быть окрашены, побелены, либо иметь иное эстетически выглядящее покрытие.

 

Ситуация с обслуживанием земельного участка. Пределы обслуживаемой территории под зданием, как правило, определяются границами земельных участков, согласно данным государственного кадастра недвижимости, при этом, за собственниками также установлена обязанность обратиться в орган местного самоуправления для заключения договора о закреплении прилегающей территории. Указанный договор заключается в том случае если участок под объектом не поставлен на кадастровый учет либо межевание выполнено по отмостке объекта. В данном случае границы закрепляемой территории устанавливается на расстоянии не более 15 м по периметру от объекта недвижимости, но до территории проезжей части, которая обслуживается Администрацией города.  Также Администрацией обслуживаются иные территории общего пользования, в том числе площади, скверы, парки, остановки общественного транспорта пешеходные территории за исключением  территорий содержание которых должны осуществлять юридические и физические лица.

        В обязанность по содержанию  и уборке территории для собственников включается:

— сбор мусора;

— прометание территории;

— промывка от пыли и грязи твердых покрытий;

— уборка мусора из урн;

— сбор и вывоз опавшей листвы;

— поливка твердого покрытия при температуре выше 25С.

— вывоз снега;

— скалывание образующейся наледи;

— очистка территории от снега до твердого покрытия.

— поддержание в надлежащем состоянии малых архитектурных форм, расположенных на закрепленной территории (скамейки, урны и т.д.)

         Содержание зеленых насаждений:

— обеспечение полной сохранности имеющихся насаждений;

— регулярные и своевременные оздоровительные мероприятия;

— систематическая уборка и поливка;

— систематический покос травы высотой более 15 см;

— не допустимо произрастание деревьев ближе 1,5 м от инженерных сете и 5 м. от наружных стен зданий и сооружений;

— не допустимо произрастание кустарников ближе 0,7 м от инженерных сете и 1,5 м от наружных стен зданий и сооружений.

      (!)  Важный момент: Помимо  указанных требований, предъявляемых к собственникам зданий, на владельцев Объектов культурного наследия дополнительного лежит ответственность по соблюдению принятого охранного обязательства, которым регламентируются порядок и сроки реставрационных, ремонтных и иных работ по объекту, определяются условия доступа граждан.

Компенсации из бюджета. К положительным моментам можно отнести то, что федеральным законом предусмотрена возможность лица владеющего объектом культурного наследия на праве аренды на льготную арендную плату в случае выполнения за счет собственных средств мероприятий по сохранению  объекта.  Собственник объекта культурного наследия, также выполнивший своими силами работы по сохранению объекта имеет право на компенсацию произведенных им затрат, однако указанные должны быть выполнены в полном соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов.

       Более того, на региональном уровне Правительством области должна быть разработана целевая программа сохранения объектов культурного наследия. В рамках данной программы возможно предусмотреть софинансирование со стороны регионального и местного бюджетов соответствующих работ по реставрации и ремонту объектов культурного наследия. Но  при этом, данные положения не снимают с правообладателей обязанности по содержанию принадлежащих им объектов.

         Вопрос о том будет ли разработана такая программа и когда именно, как и многие другие вопросы, связанные с возможностью получения финансирования из бюджета – остается открытым.

Санкции. Наиболее действенным способом стимулирования собственников к выполнения соответствующих обязательств являются штрафные санкции предусмотренные как КоАП Нижегородской области, так и КоАП РФ. И в данном случае немаловажная роль отводится надзорным, проверяющим органам, а именно,  Административно-технической инспекции г.Н.Новгорода и Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.

Размеры штрафов:

  • Нарушение требований в сфере чистоты, порядка и благоустройства к содержанию объектов:

физические лица от 2000 руб. до  3000 руб.

должностные лица от 3000 руб. до 7000 руб.

юридические лица от 10000 руб. до 20000 руб.

      Указанные действия совершенные повторно в течение года:

—  физические лица от 3000 руб. до  5000 руб.

 — должностные лица от 10000 руб. до 15000 руб.

 — юридические лица от 25000 руб. до 50000 руб.

  • Нарушений требований к надлежащему состоянию и содержанию зданий, строений сооружений:

 — физические лица от 500 руб. до  2000 руб.

—  должностные лица от 2500 руб. до 4000 руб.

 — юридические лица от 3000 руб. до 9000 руб.

При этом, нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия влечет более существенные штрафные санкции:

  физические лица от 15000 руб. до  200000 руб.

  должностные лица от 200000 руб. до 400000 руб.

  юридические лица от 200000 руб. до 5000000 руб.

       (!)Важный момент: Непосредственно оплата наложенного штрафа не снимает с нарушителя обязанность по устранению выявленного в ходе проверки нарушения в установленный срок. В случае если данные действия правонарушителем не исполнены, законодательно предусмотрена возможность наложения на него штрафа за неисполнение законного предписания органа осуществляющего государственный контроль. Более того, неоплата выставленного штрафа, также является правонарушением и санкция за которое предусматривает двукратный размер невыплаченного штрафа.

         Краткое резюме. Учитывая вышеизложенное,  очевиден вывод, что существуют законные способы обязать собственников зданий строений и сооружений, а тем более памятников архитектуры, выполнять действия по содержанию, сохранению данных объектов, а также содержанию и уборке закрепленной территории. Но для этого требуются активные действия со стороны надзорных органов.

При этом, стоит отметить что и органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта в рамках предоставленных им законодательством об объектах культурного наследия имеют достаточно полномочий по поддержке владельцев памятников архитектуры.  Вопрос как всегда в том, захотят ли они воспользоваться этими полномочиями.

No votes yet.
Please wait...

Комментарии


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

*


Если Вам предстоит решение юридических вопросов, подпишитесь на нашу рассылку и получайте материалы по интересующей Вас тематике

* обязательные поля
* Ваш e-mail: * Ваше имя:

Наш телефон +7 950 — 363 — 4444

Подтверждение подписки придет на указанный e-mail

Rating: 4.0. From 4 votes.
Please wait...