Обеспечение жильем детей-сирот: законодательство и реальность
По достижении какого возраста дети-сироты должны обеспечиваться жильем по договору социального найма?
В части предоставления жилья детям-сиротам, долгое время действовала ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с п.2 ч.2 которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы им необходимо было предоставить жилье во внеочередном порядке.
Однако с 1 января 2013 года п.2ч.2 ст. 57 ЖК РФ признана утратившей силу. Так что теперь в части обеспечения жилья детей-сирот мы, в первую очередь, руководствуемся статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с изменениями и дополнениями, действующими с 2013 года.
Итак, в настоящее время, жилые помещения предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Однако сам сирота может увеличить это срок, написав заявление с просьбой предоставить ему жилое помещение по завершении обучения в высшем учебном или среднем специальном учебном учреждении, окончании срока службы в Армии или срока отбывания наказания в местах лишения свободы.
Как действовать, если государственное жилье не предоставляют в установленные законом сроки?
Как и со всеми сроками, связанными с органами государственной и муниципальной власти в нашей стране – ситуация со сроками обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей весьма неопределенная. Начнем с того, что для того, чтобы претендовать на жилое помещение, необходимо чтобы ребенка включили в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Порядок формирования этого списка установлен ст.156-2 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 №123-З «О жилищной политике в Нижегородской области». Коротко можно сказать, что заявление о включении ребенка в этот список составляют и подают законные представители детей-сирот, достигших 14-летнего возраста. Общее правило – решение о включении ребенка в список должно быть принято в 30-дневный срок с момента исполнения ребенку 14 лет.
А дальше мы опять возвращаемся к сроку, но уже к сроку предоставления жилья. Разумеется, в действующем законодательстве он не установлен. Ранее в ст. 57 ЖК РФ предусматривался внеочередной порядок предоставления жилого помещений, и даже несмотря на это очередь «ожидающих» двигалась очень медленно. С 01.01.2013г. законодательно закрепленного срока в течение которого ребенка из «листа ожидания» необходимо обеспечить жильем не существует. Так что на вопрос «как действовать» ответить весьма сложно. Складывающаяся в 2013 году судебная практика показывает, что суды неохотно идут на принятие решений к понуждению органов муниципальной власти к предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, как отмечают судебные органы «оснований для установления в судебном решении конкретных сроков для ответчика исполнения судебного решения не имеется».
Имею ли чиновники право вместо отдельной квартиры предоставлять сиротам комнату в коммунальной квартире или койко-место в общежитии?
С 2013 года изменились и требования к помещениям, которые предоставляются в этих случаях. Сейчас речь идет о предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Трактуя эту норму закона буквально, считаю, что речь может идти только об отдельных домах или квартирах, но никак не о комнатах или койко-местах.
Имеют ли право органы государственной власти приобретать жилье сиротам за пределами населенного пункта, в котором проживал сирота?
На этот счет прямого указания в законе нет. Однако с января 2013 года Жилищный Кодекс РФ дополнен частью 5 статьи 103, согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта. Несмотря на то, что речь идет о случаях выселении ребенка из уже предоставленного ему жилого помещения (например, когда договор временного найма заканчивается и пришел срок к заключению договора постоянного найма жилого помещения), полагаю, что эту норму можно применять по аналогии и к случаям первичного предоставления жилья. То есть по логике законодателя, оно должно быть предоставлено в границах населенного пункта, в котором проживает сирота.
Имеют ли право дети-сироты оформить жилье в собственность, выданное по договору социального найма.
В первую очередь отмечу, что по новому законодательству, на первые 5 лет с ребенком-сиротой заключается срочный договор найма специализированного жилого помещения. Приобретать такое помещение в собственность нельзя. Однако по истечение 5 лет Закон прямо говорит о том, что орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с ребенком-сиротой или ребенком оставшимся без попечения родителей обычный (то есть бессрочный) договор социального найма в отношении данного жилого помещения. После заключения такого договора до тех пор, пока не будет отменена приватизация жилых помещений, такое жилое помещение, конечно же можно приватизировать, то есть приобретать в собственность.
Факты и цифры:
В настоящее время в Нижегородской области действует областная целевая программа «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области» на период 2011 – 2013 годов», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список детей-сирот на соответствующий финансовый год.
В 2013 году в Нижегородской области на строительство жилья для детей-сирот планировалось направить 565 млн руб., что должно позволить обеспечить жильем 526 детей-сирот.