Консультация

Типичные ошибки участников гос.закупок: использование поручительства

Кажущаяся либеральность системы участия в конкурсе на получение гос.заказа, создает у некоторых собственников бизнеса иллюзию того, что получить гос.заказ – дело несложно. Благодаря этому мнению в последние годы многие компании получили доступ к участию в торгах и аукционах по государственным закупкам. Однако, желающие заработать на государственных заказах, к сожалению, не учитывают, что объем требуемых документов, равно как и требования к таким документам участника торгов, аукционов существенно отличаются от обычной хозяйственной деятельности.

В частности, законодатель для обеспечения устойчивости такой закупочной системы и предотвращения лишнего расходования бюджетных средств предусмотрел обеспечение исполнение государственного контракта, которое может быть в виде поручительства либо банковской гарантии, т.е. предоставления обязательства третьего лица нести финансовую ответственность за действия участника гос.закупок. Если с банковской гарантией, все относительно прозрачно и проблемы с таким обеспечением возникают гораздо реже, то с предоставление поручительства не все так просто. С одной стороны, законодатель предусмотрел четкие и весьма завышенные требования к поручителям, а с другой стороны, сам участник гос.закупок, желающий предоставить такого поручителя попадает в весьма незащищенное положение, поскольку, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, поручителем выступает юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории РФ и которое соответствует следующим требованиям:

1) капитал и резервы поручителя, указанные в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должны составлять не менее чем триста миллионов рублей и превышать размер поручительства не менее чем в десять раз;

2) чистая прибыль поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна превышать не менее чем в три раза размер поручительства или размер чистой прибыли поручителя должен составлять более чем сто миллионов рублей;

3) стоимость основных средств (в части зданий) поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна составлять не менее чем триста миллионов рублей и превышать не менее чем в десять раз размер поручительства или стоимость указанных основных средств должна составлять более чем один миллиард рублей.

Согласно п.п.21,22 ст. 41.14. Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ, соответствие поручителя установленным требованиям определяется по данным бухгалтерской отчетности за два последних отчетных года или, если договор поручительства заключен до истечения срока предоставления годовой отчетности, установленного законодательством РФ о бухгалтерском учете, по выбору поручителя по данным бухгалтерской отчетности за два отчетных года, предшествующих последнему отчетному году. При этом соответствие поручителя определяется по данным бухгалтерской отчетности за каждый отчетный год. Одновременно с договором поручительства представляются соответствующие копии бухгалтерских отчетностей поручителя, представленных в налоговый орган в установленном порядке, а также иных документов в отношении поручителя, указанных в Законе №94-ФЗ.

Самое интересное заключается в том, что участник гос.закупки не может проверить отчетность,  предоставленную поручителем, по следующим причинам:

1.Бухгалтерская отчетность заверяется простым самонаборным штампом налоговой инспекции и подписью инспектора, зачастую даже без расшифровки.

2.Сведения, которые по действующему законодательству можно получить о другом юридическом лице ограничены выпиской из ЕГРЮЛ, которая не содержит необходимой информации для проверки поручителя на соответствие требованиям Закона 94-ФЗ. Неоднократные попытки в рамках, имеющейся у нас судебной практики, показали, что налоговые инспекции отвечают на запросы о предоставлении таких сведений либо отказом либо очень долго (в пределах календарного месяца), если запрашивает сам поручитель либо не отвечают в принципе. Учитывая небольшие сроки для подписания проекта гос.контракта и направления гос.заказчику необходимой документации, связанной с обеспечением исполнения гос.контракта.

Тем не менее, невзирая на полностью соответствующую на первый взгляд документацию, предоставленную участником гос.закупки для подтверждения обеспечения исполнения гос.контракта, если заказчик не поленится запросить сведения из налоговой инспекции (а по запросу государственных, муниципальных и т.п. органов, налоговые инспекции представляют информацию весьма быстро), то участника гос.заказа может ожидать большой сюрприз в виде признания его уклонившимся от заключения контракта.

В таком случае, гос.заказчик будет действовать в рамках закона, поскольку, согласно ст. 41.14. Закона №94-ФЗ Участник, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если он в предусмотренный срок, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий либо не направил подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта. Поскольку, получив сведения из налоговой инспекции, гос.заказчик увидел, несоответствие поручителя требования Закона 94-ФЗ, следовательно, счел участника, уклонившимся от подписания проекта контракта.

К сожалению, невзирая на видимое отсутствие вины участника и возможно очевидную фальсификацию со стороны поручителя, ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков будет нести участник. Судебная практика в 95 процентов случаев, все же на стороне государственного органа, говоря о разумной осмотрительности, которую должен был проявить участник гос.закупки.

Вывод

Таким образом, предпринимателям следует учитывать, что как бы ни хотелось участвовать в госзакупках, следует иметь ввиду, что законодательство в данной отрасли весьма требовательное и возможные риски зачастую превалируют над потенциальной выгодой. Это не означает необходимость сразу же отказаться от участия в госзакупках, речь идет о более тщательной проверке документов и контрагентов, ну, и конечно же, о необходимости знать и понимать требования действующего законодательства РФ.

Читайте также

Источник precedentnn.ru

Автор статьи: Лариса Жданова

Опытная команда юристов. Успешные решения споров. Звоните! Более 8 лет успешной работы. Без выходных. Эффективно. Честно. Конфиденциально. Профессионально. Услуги: Консультация юриста, Составление претензий, Составление исков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *